Академик Ярослав Исаевич: Львову...

, Татьяна Нагорная, 30 июня — 6 июля 2007 В капуте февраля этого года тиражом две тысячи экземпляров была издана первая фолиант трехтомника Института украиноведения им. Крипьякевича НАН Украины «¶сторя Львова». Академик Ярослав Исаевич: Львову... Ко Дню Львова, какой справляли в подевай Святого Юрия 6 мая, был выстукан остатний том. Специалисты института более двух лет кухарили этот труд к изданию, а отдельный авторы, по словам шефа проекта, директора института академика НАН Украины Ярослава Исаевича, интересовались львовской тематикой всю свою осознанную житье. Издательство «Центр Европы» подвернуло оригинальные иллюстрации - репродукции гравюр, старых карт и планов, фотографии домов, каких давным-давно уже нету, снимки и зарисовки сценок уличной жизни и т.п. - Господин Исаевич, свежеиспеченную «¶сторю Львова» кухарили почитай 80 авторов, это более 1500 страниц здоровущего формата, близ двух тысяч иллюстраций, указатели, ссылки на ключи, крупная библиография. Была ли когда-либо прежде экая основательная история 750-летнего города? - Об истории Львова написано больно полно - начиная с древних хроник. Все, кто интересуется Львовом, увлеченно разбирают переизданные недавно труды «Сучасний Львв» героини украинского освободительного движения Елены Степанив и «¶сторичн пролегай по Львов» академика Ивана Крипьякевича. Сохранили научную ценность и книжки польских исследователей Владислава Лозинского, Луции Харевич и прочих. В финальные годы заинтересованность ко Львову в Украине и мире возрастает. настолько, опубликованы сборники содержательных очерков об истории города в США и Германии, несколько украинско-польских сборников, изданных Национальным университетом им. И.Франко совместно с Краковской педагогической академией. Несмотря на то что издано непомерно полно, у нас не было книжки, в коей были бы осияны самые царственные аспекты истории Львова со времен основания города королем Данилом Галицким и его сыном князем Львом до недавнего юбилея города. Со всей ответственностью утверждаю: ни одна из доныне бывших историй даже не подходила к нашей ни по объему, ни по многообразию родников, ни по числу не славных ранее фактов. Историю можно не единственно декламировать, однако и рассматривать что больно занимательный альбом. В этом крупная заслуга и автора иллюстративного материала Юрия Бирюлева. - имеются ли отличия в упомянутых вами изданиях и в новоиспеченном трехтомнике в трактовании национального рыла Львова? - В XVII в. член совета города, запоздалее бурмистр Варфоломей Зиморович слагал о «трех Львовах»: вначале «русинский» (украинский), позднее «немецкий» и наконец «польский». В Польше и сейчас издаются рассчитанные на массового читателя статьи и брошюры о Львове что «всегда верном» (sеmper fidelis) Польше. В то эпоха что в новейших нешуточных трудах, изданных и у нас, и за рубежом, в частности и в разысканиях польских авторов, подчеркивается, что Львов фактически был многоэтническим и многорелигийным городом, какой выступал существенную роль в истории Украины и всей Европы. Разумеется, в нашем издании особое внимание уделяется первоисточникам города: что для человека малолетство являет памятной порой, настолько и львовян интересуют обстоятельства его возникновения и начальные страницы истории. Ведь линия дальнейшего развития Львова было обусловлено собственно тогда, когда хозяевами края еще не были иноземцы и «город Льва» входил в состав суверенного Галицко-Волынского царства. Это наложило собственный печать на дальнейшую историю, когда украинские автохтоны стали меньшинством, однако не изолированным, а узко связанным с украинским большинством галицко-волынского региона. Парафразируя слова польского историка Владислава Лозинского, можно молвить, что даже в самые тяжкие для украинства времена во Львове было не настолько уж полно украинцев, зато полно украинскости, «много Украины». поперек всему, зачастую при больно неблагоприятных обстоятельствах, львовские «русины» стояли в первых рядах общеукраинских образовательных и политических движений. - Не ввергло ли сосредоточение авторов на княжеской эпохе к недооценке прочих народов, слогов и религий? - Ни в коем случае! мню, что нам удалось с надлежащей полнотой показать, что Львов был фокусом культуры не единственно для украинцев, однако и для поляков, евреев, силезских и австрийских немцев, армян, греков. бесспорно, многонациональность народонаселения Львова содействовала обоюдному обогащению цивилизаций. - утилитарны все прошлые работы по истории Львова были написаны с позиции куцего позитивизма. Очевидно, что ваш подход должен был быть прочим, поскольку с тех пор изменилось понимание задач истории что науки. В чем заключается это отличие в настоящем конкретном случае? - мню, перное то, что мы учитываем различные гипотезы, подаем читателям возможность самим определять, чья версия для них более веска. что образец вспомяну первые страницы предисловия, где нету однозначного ответа на то, сколько лет Львову. Недавний юбилей именовался 750-летием, мерещилось бы, все толково. однако, если быть пунктуальным, то постройка города с прозванием Львов было начато королем Данилом Романовичем и его сыном Львом Даниловичем не 750 лет назад, а на несколько лет прежде, вероятно, в 1248 году, когда изнаночен Данилович женился на дочери венгерского короля Белы ¶¶¶ Констанции. В тех случаях, когда нету документального подтверждения даты основания, юбилеи зачастую почитают - такова и мировая практика - собственно по дате первого упоминания о городе. Однако отдельный города ведут отсчет своего возраста не от письменного упоминания, а на основании археологических доказательств непрерывного существования поселения. настолько, в 1982 г. отмечалось 1500-летие Киева, причем говор вышагивала не о буквальной дате, а об больно приближенной. Если употреблять эдаким критерием, то Львов бытует более полутора тысяч лет. Ведь в самом фокусе теперешнего города, там где отгрохан торжище «Добробут», археологи нашего института нашли отпечатки древнего поселения на оберегаю реки Полтвы, коя сейчас протекает мертво под землей. могильнее итого залегают останки зданий, орудия производства и объекты быта V-VI вв., возвышеннее - отпечатки застройки вытекающих веков. Значит, квартал V-V¶ вв. - прямодушный предтеча Львова. - стало, вы не соглашаетесь с тем праздником, какой Львов отметил в прошедшем году? - Соглашаюсь, однако указываю на неоднозначность мотиваций и условность избранной даты. Условным являет также общепринятое датирование многих праздников - и благочестивых, и светских. - Ваша «¶сторя Львова» использует единственно не зажигающие сомнения факты? - Когда нету нешуточных сомнений, пишем о событиях безоговорочно, в то же эпоха предположения величаем предположениями, не замалчиваем расхождений в выводах и оценках, предлагаем не единственно мужественные гипотезы, однако и мифы, легенды, формировавшие миросозерцание львовян, и взор на Львов извне. - рубать ли среди использованных вами родников те, какие меняют общепринятое суждение об истории Львова? - Об всеобщей концепции, коя выделяется от концепции прочих авторов, я уже провещал. однако предают взор на историю и раздельные факты. что исследователь посредственных веков расскажу о древнейших письменных ключах. Три первых упоминания о Львове рубать в Галицко-Волынской летописи. Ценным дополнением к ней представляют грамоты времен Галицко-Волынского княжества, какие исследовал и недавно опубликовал председатель Научного общества им. Шевченко Олег Купчинский. Из написанных во Львове грамот древнейшей являет эпистола 1334 г. короля Юрия ¶ и его бояр Тевтонскому ордену. Грамоты, составленные во Львове в 1368-1386 гг., стали ценными родниками для составителей Словаря древнего украинского пошиба. Сенсацией стало то, что нашему исследователю Ярославу Кнышу с поддержкой меценатов и ученых диаспоры удалось получить из Парижа цветное фото уникального портулана (навигационной карты) 1339 года с древнейшим изображением Львова (Civitas de Leo) и флагом города. - Какие еще новоиспеченные материалы использованы в вашем издании? - Одним из любопытных фактов стали записи о Львове 1581-1588 гг. в немецкоязычных дневниках Мартина Груневега, ранее не использовавшиеся польскими учеными, желая манускрипт хранилась собственно в Польше, в отчем городе автора Гданьске. Рисунки Груневега на полях - древнейшие изображения городских зданий и схем застройки. рубать и герб Львова, рисунки возвышенного замка, Успенской церкви, костела св. Анны. Кроме того, в записях находим древнейшие изображения Москвы и Киева, где автор побывал со львовскими армянскими коммерсантами. созданный в лютеранской вере, запоздалее он зачислил католицизм, стал монахом львовского доминиканского монастыря, однако толерантно описывал все существовашие в городе веры: и православную, и иудейскую, и армянскую. Груневег обрисовал также одну историю, коя в издание не ступила, поскольку я затруднялся, что ее увязать с контекстом, какую нравственность из нее вывести? говор ходит о том, что львовского негоцианта по стезе в Турцию овладели разбойники, дабы получить выкуп. Тогда путешественника избавил ангел: поднял в небосвод и принес во Львов, где посадил на кровлю дома армянина Киркора. пригрезилась эта история Груневегу или он ее придумал? что историк-позитивист должен оценить экой факт? - сколько полнотелым являет ваш трехтомник? - отдельный разделы выбрасывают исчерпывающую информацию. хоть, профессор Владимир Александрович проанализировал все монументы архитектуры и все славные иконы, в том числе распахнутые и найденные ним самим, а профессор Юрий Ясиновский - все сохранившиеся древние музыкальные творения, среди них найденная ним древнейшая украинская нотная манускрипт. однако написать исчерпывающую историю города, что и историю нации, царства или любого сообщества, все-таки невозможно. Менялись поколения, всякий человек - со своей судьбиной, миропониманием, достижениями, надеждами и осечками. что все это обобщить, повергнуть к сплошному знаменателю? раздельные события относились безусловно всех, потому их не может обогнуть ни одна история города. Это, хоть, громадный пожар 1527 года, чертовские эпидемии, возмущения и войны, завоевание города шведским королем Карлом Х¶¶, переход Львова под воля Австрии, уличные бои украинцев с поляками в ноябре 1918 года. События, дотрагивавшиеся итого города, таковые что смена царств и порядков и затребованные этим изменения порядка и лева, можно изобразить желая и с различных позиций, однако сравнительно однозначно. А вот когда говор ходит о повседневной жизни, обычаях, статусе дамы, ментальности - все зависит от позиции исследователя, какой выбирает, что и что рассказать, руководясь собственными понятиями об обществе и человечьих норовах, о важности групповых стереотипов и мотиваций. - В этаком случае, какова основная идея вашего издания, что вы алкали этой работой молвить о Львове? - Мир непомерно различен, потому попытка изложить историю, подчиняя ее одной основной идее или комплексу идей, являет упрощением. Однако людской рассудок не может встать без схематизации - таков способ нашего мышления. заметно, в этом и заключается мастерство историка, дабы неминуемые упрощения не впрыскивали в заблуждение, а приближали к более адекватному осмыслению мира. рубать различные читатели. одинешенек желает знать какую-то одну правду и веровать в ее безошибочность. однако рубать читатель, коему историк сможет приписать, что истина вовек не случается безотносительной и вечно неоднозначна, что вероятно неодинаковое ее толкование. Все многообразие жизни не может сводиться к схеме, кою удалось бы изложить в одной книжке, даже самой громадный. - Какой ступень существования Львова, по вашему соображению, был для города самым успешным? - Можно наречь несколько таковских фазисов, желая и не похожих дружок на кореша. Это, в частности, э

 
Hosted by uCoz