Очерки истории Русского Движения в Галичине XIX-XX вв. (Н.Пашаева...
Гавриил Гнатышак, привезенный в Вену из Талергофа, не дождавшись вердикта, преставился в кутузке. другие были приговорены военным судом к -смертной казни. прощение императора Карла I весной 1917 г. избавила приговоренных от гибели [127, вып.2, с.146- 147]. Узники обоих процессов обрели волю и в дальнейшем вернулись на отчизну. Февральская революция 1917 г. в России не дала ничего сердечного галицко-русскому движению. хватит помянуть, какую благожелательность обнаружил Керенский и иже с ним по касательству к ярому противнику русского движения в митрополиту Андрею Шептицком{ словно популярно, во время оккупации русскими войсками настроенные неблагонадежно по касательству к России рыла высылались во внутренние губернии, более итого в Сибирь. (Заметим попутно, что, судя по спискам Канцелярии, эких было сравнительно чуть-чуть и большую доля их составляли евреи). луковица униатской церкви митрополит Андрей Шептицкий заявил о своей легальности и был брошен во Львове. Однако его заявление угадало прямым обманом. Его антирусские мероприятия вытянули власти выдворить его вперед в Киев, а затем в ни-ни Новгород, Курск и Ярославль. Знаменательно, что, будучи во Львове, Шептицкий выступил с воинственной антирусской проповедью, кляня всех, кто будет приветствовать русские войска и предсказывая неминуемое разгром „гибнущей в православной ереси России". А угодив в почетном плену в Киеве, обратился к Николаю II с приветственным посланием, выражая отрада по предлогу русских побед. И в то же минута продолжал свою подрывную деятельность. Ватикан пробовал вызволить своего ставленника, однако при царской власти эти попытки не увенчались успехом, т.к. в десницы царской рекогносцировки угодили документы, найденные в стене Святоюрского собора, изобличающие Шептицкого словно политического шефа украинских националистов и платного австро-немецкого агента. В половине марта 1917г. Керенский разрешил Шептицкому покинуть Ярославль и выступить в Петрограде. Тот ненадолго скатал на Украину, потом вернулся в Петроград и стал домогаться у Временного правительства легализации униатской церкви. Был создан отдельный униатский экзархат, Временное правительство легализовало греко-католическую храм в России и дало указание соответствующим инстанциям звать униатского экзарха на все официальные совещания по духовным делам [44,с.50-56]. }. Еще более дальня была для русских галичан Октябрьская революция с Троцким словно одним из узловых ее лидеров, с ее мировой революцией и воинствующим атеизмом. Это подтверждает и частный случай - большевиками был забран словно монархист Дудыкевич, потерянный в Ташкенте в 1922г. Во время