2007
В фокусе иудаистики на Oranienburger Strasse 28/30 идет выставка «Wo ist Lemberg?». Это совместная труд Фонда Neue Synagoge Berlin, Jdische Kulturtage Berlin и львовского фокуса истории городов Восточной Европы. И в самом деле – где же он, Лемберг? Куда пропал с географических карт? Все в режиме, никуда он не провалился. Стоит там, где и стоял без малого восемь веков, – у подножия Карпатских скорбей, на пересечении европейских дорог. единственно зовется он сейчас, чисто и немаленькую доля своей истории, Львов. Под таковским именем он впервой упоминается в галицко-волынских летописях 1256 года. Львовом он оставался вплоть до 1772 года, когда на полтора века стал австро-венгерским Лембергом. А ныне это непреложная развитая и политическая столица заката Украины. В прозвании выставки заложен, мыслимо, ностальгический резон. Потому что, сохранив монументы истории и архитектуры, Львов затерял в какой-то момент неповторимый, единственно ему присущий дух интернационализма, веротерпимости и хлебосольства. Дух, произведенный самой историей. Ведь город эдак зачастую переходил из ручек в лапы, от одной стороны к прочий, что волей-неволей стал мелкотравчатым европейским вавилоном, сосредоточившим в себе разноплеменный народ. однако тут высказывали на одном слоге – слоге дружелюбия. Во Львове век наличествовали крупные общины венгров, чехов, армян, русских. Многонациональность города и создала обворожительный норов львовянина – толерантного, ироничного, талантливого и чуть-чуть беспечного. Особую харизму добавили поляки и евреи. Еще с ХIII века Львов стал местом, куда неслись от ужасов антисемитизма евреи из Западной Европы. тут они чуяли себя в безопасности. И в благодарность немало споспешествовали его процветанию. занимательна статистика, вогнанная на выставке. скажем, в 1931 году народонаселение Львова составляло 310 тысяч человек. Из них половина – поляки, 30% – евреи и 15% – украинцы. С взялась ХХ века история города – это история великих переселений. Львув, Лемберг, Львив, Львов – город не по своей воле менял имена и хозяев. А любой из хозяев пробовал изменить город и его обитателей. То советская воля депортирует поляков в Польшу, а недовольных новоиспеченной волей – в Сибирь. На их точка переселяются русские, украинцы и евреи со итого СССР. То 40 тысяч евреев бегут из оккупированной фашистами Польши во Львов. А в 90-х начинается массовый отъезд евреев на вест. Один из разделов выставки повествует о цивилизованной, литературной и научной жизни этого славного, чисто заявляют украинцы, «мiста». Потому что это какое-то особливое точка, где рождались и творили примечательные художники, сочинители, музыканты. Львов еще в посредственные века был фокусом медицины и фармакологии. знаменитейший Львовский университет был раскрыт еще в 1608 году! В ХIX веке Львов – стремительно развивающийся европейский город. И кто знает, каким бы он стал, если бы не адовы события прошедшего века. Судите сами: до 1941 года в городе проживало до 160 000 евреев. После его освобождения от фашистов было зарегистрировано лишь 800. безусловно, кому-то удалось мчаться, однако другие были истреблены во львовском гетто и лагерях смерти. Город, давший убежище тысячам людей, стал местом их гибели. Это печальные страницы истории Львова, и слава творцу, что они переворочены. Город продолжает проживать и развиваться. В нем по-прежнему рождаются талантливые люд, составляющие колер всесветный цивилизованной и политической жизни. Взять желая бы знаменитого музыканта Юрия Башмета или российского политика Григория Явлинского. безусловно и в российском шоу-бизнесе немало выходцев из Львова. Отдельный разоблачил выставки отдан львовянам, обретающимся в Германии. И не просто-напросто обретающимся, а успешно вкалывающим, чисто, скажем, Борис Ксенский, выпускник Львовского политехнического института, а ныне ведущий программист одной из фирм в Потсдаме. впопад, это благодаря усилиям Бориса на выставке можно завидеть уникальный документальный кинолента, стянутый в 30-е годы о Львове чисто об одном из фокусов массового проживания евреев в Европе. В одном из залов демонстрируется еще одинехонек увлекательный кинолента. В нем последние цветные кадры накладываются на черно-белое изображение этих же мест, смещенных несколько десятилетий назад. невесело становится, когда какой-то древний особняк, синагога превращаются в дикое современное структура или, того аховее, ветхое еврейское некрополь – в продуктовый торжище... А в прочем вроде все, чисто и прежде. стариканы выступают в шахматы в сквере, расслабленные львовяне трескают кофе в неисчислимых кафешках, стоят на всяком углу львовские львы, разукрашенные, чисто берлинские топтыгины. ну-кась а что трогает прозвания... чисто говорится, хоть горшком прозови, единственно в печь не сади. Время работы: воск., пон. с 10.00 до 20.00, вт. – чт. с 10.00 до 18.00, пт. с 10.00 до 17.00. Выставка распахнута до 2 декабря.